Подписываюсь под каждым словом) 50 оттенков серого
Рецензия на книгу (Рецензент: Мейн Хаус)
Осторожно, у данной рецензии рейтинг R. Маты, пошлость и различные извращения имеют место быть. Каков роман – таков обзор.
Постоянные читатели должны признать, что я чертовски редко пишу посты не связанные с кино, однако в некоторых случаях промолчать сложно. Я уже опубликовал одну «книжную» рецензию – на великолепнейшую «Песнь льда и пламени», и вот настал черед обозреть ещё один роман. Увы, не столь великолепный. Я бы даже сказал совсем не великолепный. В порыве истинного мазохизма я мучил «50 оттенков серого» почти пять дней и просто обязан разделить свою интеллектуальную боль со своими читателями. Чтобы никто её не избежал, ха-ха.
Однако с темой кино эта рецензия всё-таки связана. Пародия на «50 оттенков серого» присутствовала в «Очень страшном кино 5» и была немного забавна. Кроме того скоро планируется голливудская экранизация этого скандального романа, так что не любители чтения могут прямо сейчас получить представление о том, какое… эээ… зрелище, их ждёт.
В общем, если ты не знаешь, что такое «50 оттенков серого» – спроси меня.
Сперва, как полагается, краткий анамнез: «50 оттенков серого» – супер-мега-бестселлер британской писательницы Эрики Леонард Джеймс, вышедший в 2011 году и мгновенно порвавший несколько финансовых рекордов на тряпки. Роман занял первое место по скорости продаж, обставив «Гарри Поттера» и других сильных конкурентов: семьдесят миллионов копий этой книженции разошлись просто охренительно быстро.
При всём этом «50 оттенков серого» технически является фанфиком(!) по «Сумеркам»(!!), причем фанфиком порнографическим(!!!) В общем, мир ебанулся на отличненько.
Демографический срез аудитории романа также представляет интерес, ведь по статистике подавляющую массу читателей «50 оттенков серого» составляют женщины различных возрастов. В общем, пока мужская часть взрослого населения планеты впадает в детство вместе с сериалом «My Little Pony», женская пускает слюни на детальное описание сексуальных девиаций. Все счастливы.
В принципе, распознать в «Оттенках» некое переложение знаменитой «Сумеречной саги» не составляет труда – плагиатом не пахнет, однако налицо явное заимствование концепции.
«50 оттенков серого» – роман о том, как скромная студентка Анастейша Стил встречает загадочного миллиардера Кристиана Грея, который на поверку оказывается садистом-интеллектуалом и любителем BDSM. Игры с плётками, наручниками, связыванием, отшлёпыванием и унижением прилагаются. В общем, мистер Грей предлагает мисс Стил подписать контракт, согласно которому она на три месяца становится его сексуальной рабыней. Ну а дальше начинается трэш, угар и содомия…
В принципе, единственной заслугой Э. Л. Джеймс по обработке литературного концепта «Сумерок» стала радикальная резекция всяческой наивности и постановка капельницы с концентрированным цинизмом. Проще говоря – роман близок к нашей с вами объективной реальности, со всеми её прелестями. Вместо вампира у нас ебанутый буржуй, а вместо неземной романтики – жесткий секас.
Кстати, этот резкий контраст между ванильными «Сумерками» и циничными «Оттенками» иногда смотрится чертовски выигрышно и дико смешно! Там, где слащавый Эдвард защищал Бэллу от хулиганов, аки благородный рыцарь из розовых сказок, Кристиану Грею для получения статуса принца достаточно придержать волосы пьяной Анастейши, пока та блюёт в какой-то грязной канаве с жуткого перепоя. Настоящие прЫнцы поступают именно так, добро пожаловать в реальный мир.
Однако не стоит думать, будто «50 оттенков серого» – особо реалистичный роман. Это не так. И всё из-за тупейших, и ультра-плоских героев, которые приводят меня в ужас. Я серьёзно! И если кто-то считает киношную Бэллу в исполнении заторможенной Кристен Стюарт эталоном серости, невзрачности и тупости, то просто взгляните на Анастейшу Стил. Персонаж просто, блеать, эпический! Её имя обязано быть прописано капслоком на сайте Lurkmore в статье «тупая пизда».
А ведь Анастейша, между прочим, главная героиня романа, и именно в её башке нам предстоит вариться пятьсот страниц, периодически подвывая от ужаса. Концентрированная ваниль и кипящие розовые сопли прожигают плоть до костей – после этого адские котлы наверняка покажутся райскими кущами… Более тупого, никчемного, лишенного личности, характера и самоуважения существа я ещё не встречал. Рассуждения Анастейши о межполовых отношениях, её тотальная и непроходимая тупость, чудовищная бесхребетность, инфантильность и вечная фрустрированность – это просто за гранью добра и зла. Добавим сюда совершенно неправдоподобную, чисто суккубовскую жажду сношаться и вечно мокрый подвал (если вы понимаете о чем я) и мы получим персонажа, который просто обязан войти в какие-нибудь анналы. Или пойти в аналы – не знаю точно, как пишется.
С другой стороны у нас есть Кристиан Грей – персонаж гораздо более приятный. Загадочный, а оттого гораздо более иммунный к критике. С другой стороны – он нереалистичен даже в большей степени, чем ТП в главной роли. Кристиан – типичный продукт девичьих грёз, который в реальном мире существовать просто не может.
Судите сами, Кристиан Грей у нас:
- 27-летний красавчик-спортсмен;
- интеллектуал;
- миллиардер и филантроп;
- глава интернациональной корпорации, которую сам же и построил;
- прекрасно разбирается в классической музыке, литературе, винах, психологии;
- лауреат чемпионатов по гребле;
- квалифицированный пилот вертолёта;
- опытный планерист;
- талантливый пианист, играющий сложнейшие симфонии;
- невероятный любовник, способный вызывать оргазм чуть ли не взглядом и сношаться весь день без перерыва;
Список впечатляет, но у меня есть два вопроса. Первый – когда Кристиан успел всему этому научиться? Второй – что именно этот ницшеанский сверхчеловек нашел в неуклюжей замухрышке, которая вообще не занимается спортом, а по уровню интеллектуального развития не превосходит аквариумную рыбку?
Porn
Спешу ответить на вопрос – да, порнухи здесь много, причем порнухи детальной. Все вещи называются своими именами, а всё, что героиня посасывает, покусывает или глотает описывается с обескураживающей честностью. Только вот не возбуждает что-то нихрена… Ввиду того, что образы главных героев далеки от человеческих и представляют собой лишь склизкие фигурки из клише и штампов, чтение пространных описаний их ебли интересно ровно настолько, насколько могут быть интересны радующие друг друга собачки на улице.
Сексуальных сцен так много и они настолько однообразны и унылы, что ближе к финалу их хочется пролистывать. Частично это связано с примитивным литературным стилем Э.Л. Джеймс, которая в этом плане уступает даже Стефани Мейер, авторше «Сумерок» (никогда не думал, что когда-нибудь скажу эту фразу…) Любые описания и диалоги даются неопытной авторше с такой трудностью, что её неуверенность и паника становятся осязаемыми. Сухость и серость – вот как можно охарактеризовать стилистику «50 оттенков серого». Все описания превращены в педантичное перечисление качественных и количественных характеристик людей, шмоток и комнат, а диалоги представляют собой шизофазию в чистом виде. Окончательно добивают эпистолярные вставки – чуть ли не половину романа Кристиан и Анастейша переписываются по электронной почте, причем Э.Л. Джеймс старательно включает в книгу информационный мусор, сопутствующий мейловой переписке. Имя адресата, имя отправителя, дата получения письма, тема письма, подпись отправителя… Нахера всё это пихать в художественный роман?
И это я ещё молчу о чудовищных литературных дежавю, которые ближе к середине начинают конкретно задалбывать. Настойчивые и регулярные упоминания Анастейши о неземной красоте Кристиана, и о том, где конкретно у неё влажнеет при взгляде на этого полубога, выносят мозг быстро и необратимо.
Короче, это было ужасно. С литературной, художественной, психологической… чёрт, да с любой точки зрения! Просто ужас. Популярность этого романа можно объяснить лишь какими-то социальными трендами, дескать женщины устали от феминизма и равноправия, и вновь грезят о сильном и властном самце, который будет их опекать, обеспечивать и регулярно трахать. Никаких достоинств у романа нет вообще. Что может быть ужаснее, чем порнография от которой клонит в сон?
Пиздец, как же это было хреново… У меня даже не хватает слов, чтобы сполна описать свои ощущения, поэтому приходится использовать мат – прошу прощения за это. Причем весь ужас «50 оттенков серого» заключается не в какой-то там мифической скандальности и извращенности материала – вовсе нет. Я спокойно отношусь к разнообразному трэшу, и после паланиковских «Призраков» меня мало что может поколебать. Но «50 оттенков серого» – роман невыразимо скучный, херово написанный и просто поражающий своей тупостью. Полнейшая дрянь, после которой даже «Сумерки» вспоминаются с некоторой теплотой.
Я понимаю, что все сходят с ума по-своему, но тут дело не в предпочтениях, а в элементарном уровне качества, который в «50 оттенках серого» соответствует уровню днища.